Программа XLI Международной конференции Общества по изучению культуры США «Мир и разрешение конфликтов в американской культуре»

постер (Мелкий)

4 декабря. Открытие конференции. 17.00 ауд. 233

Пленарный доклад

Эндрю Уигет
Заслуженный профессор Университета Нью-Мексико, Альбукерке, США
Адьюнкт-профессор исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

‘Make Love Not War'»: Imagining and Building Peace in American Culture

(доклад будет прочитан на английском языке)

Секция 1. Журналистика
Координатор – профессор Ирина Борисовна Архангельская (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, aib@sandy.ru)

1. Бушев Александр
Тверской государственный университет, Россия
Американские массмедиа о межрелигиозном взаимодействии в современном мире

Доклад иллюстрирует дискурс глобальных СМИ по религиозным вопросам после Парижских событий 2015 года. Продемонстрирован подход критического анализа дискурса через выявление стереотипных и оценочных элементов дискурса. Обсуждается проблема межрелигиозного взаимодействия в условиях мультикультурного общества. В одном из примеров рассматриваются особенности политического дискурса в глобальных СМИ при освещении событий в Египте 2013 года. Подчеркивается роль когнитивных техник интерпретации, необходимых для понимания контента глобальных медиа, формирующихся в Интернете в наши дни. Планируется обсудить оценочность и стереотипии, важные в интерпретации и понимании политического дискурса в масс-медийных условиях. Рассматриваются подходы к анализу дискурса. Представлены выводы о частотности языковых и риторических феноменов рассматриваемого дискурса. Предлагаются меры по оптимизации языкового и культурологического образования.

2. Николай Зыков
Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия
Адаптация иммигрантов в американском обществе в освещении «Голоса Америки»

Одной из основных задач внешнеполитического вещателя «Голоса Америки» является информирование зарубежной аудитории о социальных процессах в США. Межэтнические конфликты последнего времени вызвали серьезное напряжение в обществе. Они освещались открыто и откровенно. Однако в других областях, например, адаптации иммигрантов, в том числе русскоязычных, дела шли мирно. Наметились интересные тенденции.

3. Екатерина Загвоздкина
Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия
The times they are a’changing: Конфликт ценностей в американском обществе на примере репрезентации «разбитого» поколения в СМИ общего интереса конца 50-х- конца 60-х годов (в журналах TIME и LIFE).

В докладе рассматривается репрезентация субкультуры «разбитого» поколения в популярных американских печатных СМИ. В 60-е годы ХХ века американское общество претерпело значительные изменения и стало гораздо более свободным в нравах и моральных оценках. Была поставлена цель проанализировать, как в конце 50-х – начале 60-х гг. издания писали о субкультуре и ее представителях, в том числе о поэте Аллене Гинзберге, писателях Джеке Керуаке и Уильяме Берроузе. В этот период субкультура стала известной после публикации «На дороге» Керуака в 1957 году, а годом позже появилось и прозвище «битник». Мы выбрали журналы TIME и LIFE в качестве эмпирического объекта, так как в рассматриваемый период у них была огромная читательская аудитория и широкая зона распространения в США. Они отражали взгляды среднего американца. Самым важным для нас стала оценка битников в текстах, выраженная как непосредственно через эпитеты, так и через сравнения, контекст, упоминание происшествий с их участием, отношение к их творчеству.

4. Ксения Омельченко
Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Американская пропаганда во время войны в Ираке

Во время военных конфликтов медиа становится традиционным способом реализации внешней политики любого государства. Такое вещание носит термин «пропаганда», и подразумевает под собой распространение взглядов, новостей, аргументов, фактов и «фейков» для формирования общественного мнения или идеи. Мы рассмотрели методы американской пропаганды во время войны в Ираке в первые годы войны.
В первую неделю войны американские сети и британский BBC или канадский CBS, показывали две разные войны. В новостях США игнорировались арабские жертвы, антивоенные и антиамериканские акции протеста, недовольство граждан и негативные стороны войны, в то время, как в Канаде и Великобритании эти темы освещались, а в арабских странах конфликт транслировался как вторжение в Ирак и попытка государственного переворота.
В 2003 г. жестокость иракцев по отношению к Пентагону была показана на NBS в документальной драме «Спасти рядового Линч», героиня которой одна из первых военнопленных – Джессика Линч – подвергалась пыткам.
Прямая пропаганда транслировалась на телестанции «Аль-Хурра», «Радио Сава» и в журнал «Хай», созданных в 2004 г. продюсером «Голоса Америки» для противодействия «Аль-Джазире». В докладе обсуждается роль массмедиа в как в нагнетании, так и разрешении военных конфликтов.

5. София Тарасевич
ИД «Коммерсантъ», Москва, Россия
Примирительная риторика: игра в прятки или поиски компромисса?

Основное внимание современных американских и российских политиков сосредоточено в области трех мировых конфликтов: Сирия, Украина и Иран. Обсуждая операцию против боевиков в Сирии, процесс урегулирования в Украине и поиски компромисса по иранской ядерной программе, они нередко используют примирительную риторику и призывают к мирному решению противоречий. Интересен не только анализ риторики, которую используют современные дипломаты России и США, но также и то, какую форму коммуникации с аудиторией они выбирают. Российский МИД активно использует ранее распространенную Госдепом форму брифинга; политики, послы и дипломаты Москвы и Вашингтона не забывают и про такой мощный инструмент распространения своей риторики в обществе, как социальные сети (в частности, Twitter). Примирительный тон риторики нередко сходит на нет, если политики выступают для внутренней аудитории в качестве кандидатов на выборах в ходе предвыборных дебатов. Доклад опирается на эмпирические данные, собранные в апреле-октябре 2015 года: сообщения информационных агентств Reuters, AP, AFP, ТАСС, «РИА Новости», «Интерфакс», а также другие СМИ. В нем также используются результаты мониторинга соцсетей (Facebook, Twitter) и данные пресс-служб МИД России и Государственного департамента США.


6. Галина Бестолкова
Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия
Специфика латиноамериканских СМИ США

Латиноамериканские СМИ США созданы выходцами из Латинской Америки в первую очередь для освещения событий и новостей, связанных с жизнью внутри латиноамериканских общин и их взаимодействием с американским обществом. Главной особенностью данных СМИ является язык. Дело в том, что в отличие от англоязычных СМИ США, использующих только один язык — английский, латиноамериканские СМИ США могут выходить и на испанском, и английском языке, а иногда и в двуязычных форматах успешно совмещая информацию на испанском и английском языках. Возможность перехода с одного языка на другой является ключом к пониманию различий между англоязычными и латиноамериканскими СМИ США и их способами освещения новостей для своей аудитории. Различные подходы к освещению новостей могут быть объяснены и различными ролями англоязычных и латиноамериканских СМИ в американском обществе.

Секция 2. Культура Америки XVII-XIX вв.

Координатор – профессор Э.Ф. Осипова (Санкт-Петербургский государственный университет, Россия elvira.osipova@mail.ru)

Г. С. Лапшина

Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Музеи Вирджинии как отражение политики разрешения конфликтов в американской культуре

Вирджиния, по мнению многих американцев, является местом зарождения нации как таковой. В 1619 г. здесь была создана Генеральная Ассамблея, первый законодательный орган на северо-американском континенте и в Западном полушарии. Ее называют «матерью президентов», так как с 1801 по 1825 гг. на пост Президента США один за tдругим были избраны три уроженца Вирджинии — Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро, к тому же первый Президент Соединенных Штатов Америки, Джордж Вашингтон, тоже был виргинцем. Выходцами из этого штата были и более поздние главы американского правительства: Уильям Гаррисон, Джон Тайлер, Закари Тейлор и Вудро Вильсон. Это один из наиболее исторически значимых штатов США. 29 мая 1861 года Ричмонд стал столицей Конфедерации и оставался ей практически до конца Гражданской войны. События, происходившие в этом регионе в их непростой исторической правде широко представлены в музеях Вирджинии, среди которых особенно выделяется экспозиция в Джеймстауне, ярко представившая сложно формировавшуюся культуру США как некий конгломерат и консенсус составлявших ее элементов: английской, культуры индейцев и привезенных рабов из Африки

 

Круглый стол: Литературное наследие Германа Мелвилла

Координатор: заслуженный доцент КубГУ Луиза Петровна Башмакова (888lpb@gmail.com)

1. Анна Дулина

Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Изображение ситуации конфликта в произведениях Германа Мелвилла: онтопоэтический аспект.

За свою творческую эволюцию Герман Мелвилл не раз переосмыслял причины и пути разрешения различных конфликтов, как социальных, характерных для Америки XIX века, так и общечеловеческих. Менялись способы и задачи их представления в тексте произведений. Например, в романе «Белый бушлат», по словам Ю. Ковалёва, «в форме человеческих конфликтов представлено Зло», и Мелвилл делает множество предложений по его искоренению в рамках критики современного военно-морского устава и иерархии власти. Уже в «Моби Дике» место реформаторского пафоса «Белого бушлата» занимает художественное и философское осмысление ситуации конфликта и проблемы власти, здесь нет прямых советов, вопрос урегулирования ситуации уходит на уровень художественных особенностей романа. В повести «Билли Бадд» конфликт между персонажами станет ключевой ситуацией как для развития сюжета, так и для размышления о божественной воле и человеческой природе. Выделить нечто общее, у Мелвилла характерное описанию самой ситуации конфликта, нам представляется возможным только вне идеологических, исторических, философских установок каждого конкретного произведения, только на уровне онтологической поэтики текста. Тема зарождения и развития конфликта в творчестве Мелвилла связана на этом уровне с концептом твердости. Описание конфликта будет соответствовать такой формуле Мелвилла: «Входит в плоть и кровь и затвердевает вместе с костями». Мы предлагаем проследить это на примере романов «Белый бушлат» (1850) и «Моби Дик» (1851) и повести «Билли Бадд, формарсовый матрос» (1891).

Ключевые слова: американский роман, Мелвилл, концепт, концептуально-филологический подход, конфликт, Моби Дик, Белый бушлат, Билли Бадд.

 

  1. Александра Уракова

ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, Москва, Россия

«Писец Бартлби» и филантропические практики США первой половины XIX в.

 Знаменитый рассказ Мелвилла будет рассмотрен в контексте филантропических практик и риторики благотворительности США первой половины XIX в. В частности, рассказчик, или стряпчий – это тип сентиментального филантропа: с одной стороны, он движим сочувствием и симпатией к Бартлби, с другой – находится во власти моральных конвенций и предрассудков. Бартлби, в свою очередь, относится к типу «недостойного бедного» (unworthy poor), иждивенца, отказывающегося зарабатывать на жизнь честным трудом. Если говорить непосредственно о практиках, то это, прежде всего, визит к бедным (visit of the poor) – практика, представленная в рассказе в гротескном и инверсированном виде. Как будет показано в докладе, Мелвилл воспроизводит стереотипы современной ему филантропии с тем, чтобы задать сложные этические вопросы и предложить принципиально альтернативную модель отношений между филантропом и его подопечным.

Ключевые слова: Мелвилл, «Писец Бартлби», благотворительность, филантроп, сентиментальный, недостойный бедный, визит к бедным, этика.

 

  1. Л.П. Башмакова
    Краснодар, Россия
    Контрапункт мотивов в романе Г. Мелвилла «Израиль Поттер»

 

В середине десятилетия, продлившегося от завершения американо-мексиканской войны 1846–1848 гг. до начала Гражданской войны между Севером и Югом (1861–1865), Герман Мелвилл создает роман «Израиль Поттер: пятьдесят лет изгнания» (1855), где в качестве главной темы предлагает художественное осмысление моральных итогов Войны за независимость (или Революции 1775–1783 гг.). Драматическим фоном для эпизодов военного времени служат картины возвращения послереволюционной страны к мирной жизни.

Многослойная система мотивов в романе скреплена образом центрального персонажа – «забытого героя» победоносной революции Израиля Поттера.

Наибольший интерес представляет развитие двух мотивов, связывающих роман Мелвилла с мировой литературной традицией и библейской мифологией, – это донкихотизм/санчопансизм американских «рыцарей справедливости» и мотив становления человека стоической души, восходящий к библейской истории об Иакове/Израиле.

 

Ключевые слова: контрапункт, мотив, высокое/низкое, донкихотизм/санчопансизм, Иаков/Израиль.

 

  1. Эндрю Уигет

МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Университет Нью-Мексико, США

Мелвилл, мужественность и иллюстрации Сендака к «Пьеру»

В отличие от романа «Моби Дик» (1851), имеющего богатую историю иллюстрирования, причем в разных стилевых манерах, более позднему роману Мелвилла «Пьер, или Двусмысленности» (1852) с иллюстрациями долго не везло, до тех пор, пока в 1995 г. в издании «Кракен» не появились работы Мориса Сендака.

В статье обосновывается, что работы Сендака не только успешно иллюстрируют, но, в сущности, дополняют мысли, заложенные в тексте, выявляя противоречивое понимание протагонистом (и Мелвиллом) проблемы мужественности и пола – темы, актуальной в Америке середины девятнадцатого века, но испытывавшей давление американской буржуазной морали и остававшейся в ее границах вплоть до 1980-х.

Ключевые слова: Мелвилл, пол, мужественность.

 

 

 

Секция 3 Литература и культура XX-XXI вв.

Координатор  — профессор Наталья Александровна Высоцкая (Киевский национальный лингвистический университет, Украина literatavysotska@gmail.com)

 

  1. О. Ю. Анцыферова

Ивановский государственный университет, Россия

Мировая литература и «литература мира»: опыт корреляции

 

В докладе предполагается сопоставить две теоретических категории, которые приобрели особую остроту и актуальность в последние годы в американском литературоведении и которые паронимично передаются на русском языке: World Literature — «Мировая (всемирная) литература» и Peace Literature — «Литература мира».

Главной установкой изучения World Literature, предлагаемого Д. Дэмрошем и др. взамен компаративистским подходам, — смотреть на текст не изнутри собственной традиции, но с точки зрения породившей его традиции. Изучение мировой литературы институализировалось в университетах США с 1990-х годов и стало реакцией на преобладание компаративистской методологии.

«Литература мира» как объект изучения возникла сравнительно недавно, ее научный статус проблематичен. Очевидно, что в проблемном плане изучение «литература мира» соотносится с такими понятиями как пацифизм, непротивление злу насилием. При междисциплинарности подхода, которого требует данный объект исследования (политология, история, биология, юридические и социальные науки, культурология, психология) и при явном преобладании в курсах «литературы мира» нехудожественных текстов, делаются попытки изучать «литературу мира» в литературоведческом аспекте. Сама суть «литературы мира» определяется не через формальные особенности текстов, а с точки зрения их рецепции, культурной и этической работы, их воздействия на читателя. Она рассматривается в контекстах ее производства и потребления, что является, по сути, разновидностью социологического подхода к литературе. Проблематизация обеих категорий (всемирной литературы и литературы мира) симптоматична для современной ситуации в литературоведении и гуманитарных науках в целом с их поворотом к универсализму.

2. Т.Н. Белова

Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Артефакт как способ разрешения конфликта в неоконченном романе В. Набокова «Лаура и ее оригинал»

Неоконченный роман В. Набокова «Лаура и ее оригинал» развивает тему гедонистического распада и самоистребления. Главный герой, невролог Ф. Вайльд, один из маргинальных героев В. Набокова, гипнотически погружаясь в нирвану, «стирает» органы, доставляющие ему болевые ощущения, и мечтает таким же образом «стереть» свою неверную жену Флору, оставив только «нелепый бюст с застывшим взглядом». Ее русский любовник, брошенный ею, пишет романный шедевр «Моя Лаура», воспевающий ее красоту, однако, в нем также «ее уничтожает». Но в действительности Флора остается жива. Конфликт разрешается только в системе буддийских практик и артефактов (роман и портрет героини).

3. А.К. Никулина

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа, Россия

«Дом, разделившийся сам в себе»: некоторые размышления о художественном мире романа Р. Пирсига «Лайла»

Роберт М. Пирсиг – автор двух философских романов: «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» (1974) и «Лайла» (1991). Если первый оказался бестселлером, то второй, являющийся, с точки зрения писателя, идейно более значимым, встретил довольно холодный прием. Одна из основных причин неудачи видится нам в изначальной противоречивости, обнаруживающейся в построении художественного мира второго романа. Главной целью произведения является полное и последовательное изложение «метафизики качества» – философской системы Р. Пирсига, направленной на преодоление западного метафизического дуализма, противопоставляющего субъект объекту, материализм идеализму, науку религии, детерминизм свободе воли. Однако в то время как разрешение вечных философских споров, стремление к гармонизации противоборствующих начал внутри обобщающей модели мироздания выступает в качестве доминанты на уровне изложения идей, остальные уровни художественного мира романа – персонажный, пространственно-временной, предметный ­– гораздо чаще обнаруживают противоположную тенденцию, выявляя преобладающую в повседневной жизни дисгармонию и практическую неразрешимость основных конфликтов. В результате, разнонаправленные силы, действующие внутри художественного мира романа, неминуемо приводят читателя в смущение и препятствуют целостному восприятию произведения.

4. С. А. Харламова

Тюменский государственный университет, Россия

Рок-музыканты в борьбе за «внутренний» и «внешний» мир (60-70е и 80-е гг. XX века)

Бесспорным фактов является то, что рок-культура представляет собой сложное многоуровневое явление, которое проявило себя как и в различных видах искусства, так и в других видах деятельности человека. Настоящее исследование рассматривает творчество и деятельность различных рок-музыкантов, одни из которых активно участвовали в антивоенных акциях, в то время как другие старались сохранить мир «внутренний», то есть гармонию внутри себя, преодолеть внутренний конфликт и личностные противоречия. Целью настоящего доклада является анализ антивоенной и военной тематики в творчестве рок-музыкантов. Особенно интересным представляется сопоставление рок-музыки США времен Вьетнамской войны и рок-музыки СССР времен Афганской войны. Тенденция к разрешению конфликтов проявила себя по-разному. Это и отражение войны в творчестве, это и яркая антивоенная тематика, участие рок-музыкантов в общественных движениях – более характерные черты американской рок-музыки времен Вьетнамской войны. Уход от повседневной действительности и философия созерцания с одной стороны и война как естественное состояние рок-музыканта в борьбе с окружающей действительностью с другой отличают советскую рок-музыку времен Афганской войны.

 

  1. Людмила Казакова

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

Мир на ощупь и на цвет: микро и макро локусы в семантике романа Э. Дорра «Весь невидимый нам свет» (2014)

 

Роман «Весь невидимый нам свет», получивший в 2015 г. Пулитцеровскую премию, повествует о взрослении двух подростков, живущих по разные стороны плацдарма военных действий, – слепой француженке и осиротевшем немецком парнишке. Конфликт между странами автор проецирует на сознание двух юных людей. Парижанка Мари-Лор, потерявшая зрение в 8 лет, и сирота Вернер из немецкого шахтерского городка, чей технический талант уводит его далеко от любимой сестры, – почти дети, которые только начинают познавать мир. Повествование дехронологизировано, истории персонажей разворачиваются на фоне то мира, то войны, предвоенных событий 1934 года, военных событий 1941-44 годов, а в финале – и в условиях послевоенной реальности. По мере развития сюжета истории персонажей переплетаются таким образом, что читатель начинает по-иному понимать и трактовать видимое и невидимое глазу: мирную жизнь и трагедию войны, внешние катаклизмы, внутренние надежды и страхи героев в период всемирной военной катастрофы.

            Принцип монтажа позволяет автору передвигаться вперед и назад во времени и в пространстве, иногда почти соединяя истории, иногда разделяя их сотнями миль или десятилетий. Читатель то видит события глазами юноши, то вместе с девушкой воспринимает мир на ощупь, почти осязая тонкую грань между порядочностью и лицемерием, предательством и преданностью, трусостью и героизмом. Роман Э. Дорра, отражая жестокость войны, уничтожающей сознание юного человека, который только начинает обретать гармонию своего внутреннего мира с внешней реальностью, вызывает ассоциации с книгами Дж. Хеллера «Поправка-22» (1961) и К. Воннегута «Бойня номер 5» (1969). Э. Дорр в американской литературе ХХI века предлагает собственную версию антивоенного романа, романа-предупреждения о ценности и хрупкости мира.

 6. Ольга Листопадова

Ивановский государственный университет, Россия

Особенности образа Стамбула в период политических конфликтов 1970-хх

(на материале романа Морин ФрилиEnlightenment”, 2008)

 Многие писатели описывали в своих произведениях Стамбул, причём в силу различных причин (личных, социальных, политических и пр.) город изображался по-разному. Особый интерес для анализа представляет творчество Морин Фрили как мультикультурной личности: родившись в Америке, в восьмилетнем возрасте она переехала в Стамбул. Под влиянием множества факторов у писательницы сложился свой особый образ города, неоднократно становившегося местом действия в её романах. В докладе рассматривается образ Стамбула, представленный в романе “Enlightenment” (2008), в рамках концепции “город как текст”. Действие анализируемого романа происходит в период политических конфликтов 1970-хх, когда в убийстве университетского преподавателя обвиняют радикально настроенную группу студентов, детей американских дипломатов.

 

  1. П.В. Силаев

Смоленский государственный университет, Россия

Конфликты и их разрешение в трех отрывках сказки Л.Ф. Баума «Удивительный Волшебник из страны Оз», не вошедших в литературный пересказ А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

 

В докладе анализируется отрывки из книги Л.Ф. Баума «Удивительный Волшебник из страны Оз», не вошедшие в литературный пересказ А.М. Волкова: «История Летучих Обезьян», «Встреча с воинственными деревьями» и «В очаровательной фарфоровой стране». Несмотря на последующие за первым изданием книги Волкова в 1937 г. (наиболее близкого к оригинальному тексту Баума) две значительные переработки книги, укрупнившие и дополнившие многие сюжетные линии американской сказки, вышеупомянутые отрывки в них никогда не использовались, на что имелся ряд причин и предположений. Проведенный культурологический анализ данных отрывков с точки зрения концептосферы традиционной американской культуры позволяют взглянуть на них как на значимые, хотя и второстепенные, части сказки Баума, поддерживающие общую тему морально-нравственного совершенствования героев книги и иллюстрирующие наличие в данном сказовом произведении черт американской дорожной прозы (‘road narrative’). Отражение быта и нравов американского народа в данных частях ярко иллюстрирует американскую ментальность, проявляющуюся при разрешении межличностных конфликтов, с которыми приходится сталкиваться главным героям на пути к своим главным целям.

8. И.К. Кудрявцева

Минский государственный лингвистический университет, Беларусь

Конфликт отцов и детей в романе П. Тейлора «Вызов в Мемфис»

 В романе «Вызов в Мемфис» (1986), отмеченном Пулитцеровской премией, американский писатель П. Тейлор обратился к теме семейных отношений и конфликтов, возникающих между представителями разных поколений одной семьи. Герой-рассказчик Филипп Карвер оказывается вовлеченным в противостояние между своими сестрами и отцом, пожилым обеспеченным и влиятельным вдовцом Джорджем Карвером, который решил снова жениться. Это противостояние высвечивает личностные качества каждого из членов семьи, их страхи и обиды, уходящие корнями в прошлое, а для героя-рассказчика становится также катализатором процесса самопознания. Роман насыщен встречами и расставаниями, ссорами и примирениями, самым важным из которых становится примирение Филиппа со своим отцом. Тема семейных конфликтов в романе переплетается с мотивами моральной ответственности за свои поступки, эмоционально-психологической зависимости от близких, способности человека к сопереживанию и прощению.

9. Е.В. Чернецова

НИУ ВШЭ, Москва, Россия

Закат эпохи хиппи в романе Томаса Пинчона «Врожденный порок»

В романе «Врожденный порок», представленном как детективная история, не последнее место занимает мотив, связанный с культурной революцией, спровоцированной самой историей. Автор явно показывает, что как любая революция она должна была закончиться. Пинчон изображает, как вчерашние дети цветов превращались в винтики системы. В книге просматривается тоска по ушедшей эпохе, бурным шестидесятым. Некоторого рода оболочкой данной проблемы становится детектив. Читатель погружается в теорию заговора и атмосферу ушедшей эпохи на таком общественном срезе, как криминальной мир. Главный герой – типичный представитель хиппи, не умеющий приспособиться к реальности, из которой в свое время ушел в яркий и беззаботный мир. Сквозь призму его ломающегося восприятия мы видим и чувствуем нерв эпохи.

10. Марина Переверзева

Московская государственная консерватория (университет) имени П. И. Чайковского, Россия

Мир как бесконфликтное сосуществование культур в музыке США

Американские композиторы XIX–ХХ веков в своих произведениях представили характерное видение мира как системы с бесконфликтным сосуществованием разных национальных традиций. В искусстве США существуют жанры и стили, соединившие в себе черты музыки европейского, африканского и американских континентов, ставшие национальным достоянием Америки (спиричуэл, джаз, мюзикл). Однако в таких «нейтральных» жанрах, как симфония, концерт, сюита, вокальный и инструментальный цикл, программная музыка, композиторы Нового Света обращались к художественным традициям народов, населяющих США, исходя из концепта «единства непохожих», «параллелизма разных», «одновременности противоположных». Особенно ярко этот концепт воплотили авангардисты второй половины ХХ века.

  1. М. Л. Князева

Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Диалог культур в разорванном мире: ошибки и перспективы

В докладе рассматриваются природа и тенденции общения культур как имманентно присущего качества мировой цивилизации, искривления и нарушения в этих многомерных многоприродных процессах. Открытым остается вопрос о соотношении столкновения цивилизаций, обозначенного американцем Хантингтоном и диалога культур, названного российским исследователем М. М. Бахтиным. Взаимодействием  двух этих противонаправленных тенденций и процессов будет определяться макрокартина культур мира и взаимоотношений русской и американской культур. Как современный мир учитывает и воспринимает русский опыт построения полиэтнического сообщества, каковы основные вехи этого сложного пути, что может привнести в современную картину мира русский опыт?

 

Секция 4. Американская драма

Круглый стол к 100-летию Артура Миллера

Координатор главный научный сотрудник Майя Михайловна Коренева (Институт мировой литературы РАН, Москва, Россия maya.koreneva@gmail.com)

 

  1. Гудков М. М.

СПбГУ и СПб государственная академия театрального искусства, Россия

Артур Миллер и театр «Груп»: этапы содружества

 

 Формирование творческого мировоззрения и драматургического метода А. Миллера приходится на один из самых ярких и противоречивых периодов в развитии американского театра, – в 1930-е годы, «красное десятилетие». Крупнейшим явлением в художественной жизни Соединенных Штатов этого времени был театр «Груп» (Group Theatre).

Уникальность этого театра и его значимость для себя Миллер в 1957 году сформулировал так: «То было не только великолепие актерского ансамбля (равного которому, по моему мнению, никогда до этого не было в США), но абсолютное единение публики с актерами. В этом чувствовался дух пророческого Театра, вызывавший во мне древнее, глубинное переживание, которое (наверное) испытывали в театре Древней Греции, когда религия и верования являлись сердцем сценического представления».

Социально-заряженная деятельность «Груп», его бунтарский дух и единство представлений о высокой общественно-просветительской миссии театра оказали колоссальное влияние на драматурга: наличие собственной гражданской позиции впоследствии стало сущностным для Миллера. Не случайно лучшими режиссерами, воплотившими пьесы Миллера на сцене, станут бывшие участники «Груп», — Элиа Казан («Все мои сыновья», 1947; «Смерть коммивояжера», 1949; «После грехопадения», 1964), Гарольд Клёрман («Это случилось в Виши», 1964) и Роберт Льюис («Враг народа», 1950); спектакли по его пьесам будут оформлять «групповские» сценографы Борис Аронсон («Суровое испытание», 1953; «Вид с моста», 1955; «Воспоминание о двух понедельниках», 1955; «Это случилось в Виши», 1964; «Цена», 1968; «Сотворение мира и другие дела», 1972) и Мордекай Горелик («Все мои сыновья», 1947). Одну из самых знаковых ролей во всей истории актерского искусства США, — Вилли Ломена из «Смерти коммивояжера», — создаст на сцене Л. Кобб, — актер, вышедший из «Груп».

2. Наталия Высоцкая

Киевский национальный лингвистический университет, Украина

Художественные ипостаси Другого в поздней драматургии Артура Миллера

 

Проблема отношений с Другим в широком понимании этой категории всегда занимала особое место в драматургической парадигме А.Миллера с присущими ей философско-этическими константами «взаимосвязей» и «универсальной ответственности». Но в 1980-е – 1990-е гг., отмеченные в культуре США акцентом на плюралистичности как теоретико-онтологических основ бытия, так и социально-политического его измерения, не говоря уж о разнообразии эстетических проявлений, эта проблема приобрела в его творчестве новые оттенки. Представляется, что в контексте определения позиции личности по отношению к Другому можно выделить такие особенности пьес указанного периода:

  • Смещение драматического фокуса в направлении женских персонажей как архетипных Других западной культурной матрицы. Традиционные представления о Миллере трактуют его как, в первую очередь, «мужского» драматурга, возлагающего основную идейно-эмоциональную нагрузку на образы протагонистов-мужчин. В поздней драматургии героини Миллера приобретают значительную степень самоценности («Элегия для дамы», 1982; «Ничего не помню», 1987; «Последний янки», 1993; «Разбитое стекло», 1993).
  • Инкорпорация национально-этнической «Инаковости» как культурного конструкта, имеющего социальную значимость, в смысловое ядро произведений («Клара», 1987, «Последний янки», «Разбитое стекло»). В разработке этой темы Миллер, как и прежде, отбрасывает облегченные решения и ставит героя перед необходимостью совершить собственный моральный выбор, не поступаясь официальным канонам «политкорректности».
  • Мотив внутренней «Инаковости» как присутствующий во внутреннем мире персонажа болезненный комплекс раздвоенности собственной идентичности («Разбитое стекло»).
  • В плоскости поэтики внимание к художественному Другому актуализируется через усиление интертекстуальности путем переосмысления драматургических текстов прошлого (А.Чехова, Г.Ибсена, Э.Райса и др.), а также использования эстетики популярно-зрелищных видов искусства (американский водевиль, эстрада) («Часы Америки», 1980; «Последний янки», «Связи мистера Питерса», 1998).

Принципиально оставаясь социальным художником с верой в то, что «искусство наследует жизнь», Миллер 1980-х – 1990-х гг. все же не мог не попасть в зону влияния культурного поля постмодернизма и мультикультурализма. Это проявляется, в частности, в обострившемся ощущении множественности векторов, действующих на личность в современном обществе, и в стремлении к «рециклизации» культурного наследия прошлого. В докладе на основе современных теоретических взглядов на проблему Другого предпринята попытка проанализировать некоторые из указанных явлений.

3. Галина Коваленко

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, Россия

Постановки «Салемских ведьм» Артура Миллера на сценах Санкт-Петербурга

 «Салемские ведьмы» на русской сцене знаменуют политическую нестабильность в стране. Т.Чхеидзе поставил спектакль в 1991 г. в эпоху распада СССР, покинув Грузию по политическим причинам. Его постановка была о людях, в душах которых был Бог. Их выбор был продиктован их верой. В подтексте спектакля читалась евангельская мысль: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Марк, 3: 25) Спектакль польского режиссера Бубеня (2009) о людях, потерявших веру: Бог умер. Он помнит героев «Солидарности» и понимает, что выбор диктует совесть.

 4. Ю.В.Стулов

Минский государственный лингвистический университет, Беларусь

«Суровое испытание» А. Миллера: пьеса и киноадаптации – текст и его интерпретации

В докладе предполагается сравнить одну из самых известных пьес Артура Миллера «Суровое испытание» с киноадаптациями, в которых приняли участие Ж.-П. Сартр и сам автор, с целью выявления смещения акцентов в зависимости от времени создания произведений, общественно-политической атмосферы и художественных приоритетов эпохи, выделяя темы нетерпимости, паранойи, злоупотребления властью, конформизма.

5. Н.Э. Микеладзе

Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Коммивояжер — Лир? (Возвращаясь к одной шекспировской аналогии)

 

 

 

Секция 5. Этнические аспекты культуры США

Координаторы кандидат культурологии Оксана Данчевская (МПГУ, Россия odanchevskaya@gmail.com) и доктор Эндрю Уигет (Andrew.Wiget@gmail.com)

 1. О.Е. Данчевская

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия

Дуальность в индейской мифологии

 

Закон единства и борьбы противоположностей не только охватывает все сферы нашей жизни, но и звучит особенно актуально в современном мире. Однако истоки этой идеи следует искать в мифологиях разных народов. Целые серии мифов североамериканских индейцев основаны на противопоставлениях – добра и зла, созидания и разрушения, мужского и женского, света и тьмы, жизни и смерти и т.д., как, например, в хорошо известных Близнечных циклах. Дуальность объясняет само мировоззрение индейцев, согласно которому гармония во вселенной возможна только при наличии баланса этих противоположностей, уравновешивающих воздействие друг друга на окружающий мир и на людей.

 

  1. Ю.С. Овчинникова (Баркова)

ФИЯР МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Особенности миротворческого мировоззрения коренного населения Америки

 На материале музыкальной культуры, фольклора, живописи и этнической литературы автор выявляет ряд особенностей миротворческого мировоззрения коренных американцев: чувство родства всего живого; природа как источник нравственных и духовных ценностей; обережение женского материнского начала как залог будущей жизни; этноисторическая память как средство выживания человеческого рода и человечности; актуализация духовной вертикали бытия как основа справедливости; Законы Великого Мира как модель миротворческой картины мира.

 

 

  1. Г.В. Александров

Исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия

Сосуществование или завоевание: колониальная идеология и топонимика Виргинии и Новой Англии XVII в.

Установление колониального господства – сложный и длительный процесс. Легитимизация колониальной власти требует не только насильственного подчинения населения колонизируемой территории и создания системы управления, но и использования разнообразных механизмов культурного доминирования, обеспечивающих разрушение политической и культурной идентичности коренного населения. Одним из таких механизмов часто оказывается процесс называния или переименования колонизируемой территории. С помощью называния колонизирующая культура объявляет и обосновывает своё господствующее положение – в том числе в собственных глазах. Называние позволяет колонизаторам «очистить» занимаемые территории и начать их историю с нуля.

Кроме того, называние позволяет идеологам колонии неявным образом продемонстрировать метрополии своё видение колонии и свои представления о её взаимоотношениях с метрополией. С выбора новых названий и «юридического» их закрепления через уставные документы колоний или составление карт начинается формирование «внутреннего» образа колонии.

Сравнение топонимики Новой Англии и Виргинии позволяет выделить те аспекты колониальной идеологии, которые позволили новоанглийским колониям, в отличие от Виргинии, достаточно долго поддерживать мирное сосуществование с индейцами. Кроме того, практика называния в Новой Англии ясно демонстрирует особенности отношений с метрополией, обусловившие постепенное «отчуждение» новоанглийских колоний от Англии. Те же идеологические особенности обеспечили преодоление конфликтов между колониями и консолидацию Новой Англии в более-менее единое сообщество, ставшее основой будущих США.

 

  1. И. М. Удлер

Челябинский государственный университет, Россия

Южно-Уральский государственный университет, Россия

Афро-американская журналистика XIX века о преодолении расового конфликта в США

 

Раcовый конфликт в США является одним из самых значительных и продолжительных, начавшись в XVII веке, приведя к Гражданской войне и болезненно давая о себе знать в XXI веке.

Афро-американская пресса XIX века активно участвовала в преодолении расового конфликта. Она выступала за отмену рабства, против расизма, за интеграцию чернокожих в американскую нацию. Идея и планы колонизации, вызвавшие острые дебаты в американском обществе и обсуждавшиеся на страницах афро-американских газет «Фридомс джорнал», «Калэд америкэн», «Норт стар», «Фредерик Дуглас пейпер», «Дуглас мансли», были отвергнуты ими как расистские. Афро-американская периодическая печать критиковала расистскую идеологию и практику, выступала за предоставление равных политических и социально-экономических прав, стремилась быть, как было заявлено 16 марта 1827 года в программе первой афро-американской газеты «Фридомс джорнал», средством «совершенствования в области морали, религии и грамотности» унижаемой расы. Важную роль журналисты отводили христианской религии и морали, призванным способствовать интеграции чернокожих в американское общество.

Вопросы миграции и сосуществования разных рас и этносов, расовой и национальной идентификации, ассимиляции, интеграции актуальны и в XXI веке.

 

  1. Ольга Панова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия

Расовая война и поиск пути к примирению в американской литературе и публицистике 1870-1900-х гг.

  В США, переживавших на рубеже веков наплыв иммигрантов и бурную модернизацию, разрушавшую традиционные формы жизненного уклада, усиливаются консервативно-охранительные настроения; требования ассимиляции не-англосаксонских элементов сочетаются с новыми социальными реалиями (евгенические практики и институции, контроль за расово-этническим составом иммигрантов). Наиболее драматические формы это противостояние принимает в южных штатах. После отмены рабства и окончания реконструкции Юга Соединенные Штаты переживают первую расовую войну (вторая придется на 1960-е гг.). Реванш, выразившийся в изменении законодательства («черные кодексы»), судах Линча, расовых бунтах, создании военизированных организаций «самообороны белых» и организаций сопротивления черных – эти специфически южные реалии были частью более широкого общеамериканского движения в защиту расовой / этнический идентичности – либо «американского наследия» и чистоты титульной англосаксонской расы, либо прав расового / этнического меньшинства. Эксцессы расовой войны и поиск путей к расовому миру – главная проблема в творчестве как черных / цветных (Букер Т. Вашингтон, У. Дюбуа, Ч.У. Чеснат, С. Григгс, П. Хопкинс, П. Данбар, Дж.У.Джонсон), так и ряда белых (Т. Диксон, Дж. Харрис, Т.Н. Пейдж) авторов, занимавших разные позиции по негритянскому вопросу – от воинствующего реваншизма или сепаратизма до стремления к достижению компромисса. Возможность такого компромисса и его условия широко дебатируются в литературе и публицистике этого периода. Это и ревизия традиционных «рецептов» (патерналистская модель, ассимиляция, колонизация, т.е. репатриация черной расы), и появление новых моделей – интеграционизм, сегрегация, сепаратизм (imperium in imperio), метисизация, которые провоцируют множество дискуссий и получают очень разные оценки.

 

  1. Т.В. Воронченко, Н.И. Виноградова

Забайкальский государственный университет, Россия

Психологическая основа этносоциального конфликта в романе Дж. Апдайка «Террорист» (2006)

 Дж. Апдайк в романе «Террорист» (2006) предпринимает попытку понять, как в современной мультикультурной реальности США формируется психология молодого человека, которого вовлекают в деятельность мусульманской террористической организации. Предметом рассмотрения в данной статье становятся манипуляции с сознанием молодого человека, которые направлены на создание ложных представлений о действительности и психологических изменений, в результате чего возникает этносоциальный конфликт.

 

  1. Фирдес Димитрова

Воронежский Государственный Университет (СОФ), Россия

Разрешение конфликта в романе Лесли Силко «Сады в дюнах»

 Расцвет этнической литературы американских индейских авторов был связан с всеобщим подъемом интереса к национальным меньшинствам Америки в период “индейского Возрождения” 1960-1970-х годов. Лесли Силко (1948), одна из наиболее известных американских писательниц индейского происхождения, в своих произведениях борется за свой народ, пытаясь возродить былые традиции индейцев, показать их самобытность, спасти погибающий этнос. Решая вопросы национального самоопределения, показывая специфику мифологии и символики, она задумывается о природе и причинах глобальных конфликтов между людьми, а также ищет способы их устранения. Причиной конфликта, по мнению Силко, является установление разного рода границ, разделяющих людей на своих и чужих, белых и цветных, сильных и слабых и т.д. Противопоставление людей, этносов, культур дает основу для противоречий, ведущих к конфликту. Соответственно, устранение границ, по мнению писательницы, должно разрешить и сами конфликты. В романе Силко «Сады в дюнах» примирение культур происходит через сад.

 

 

  1. Воронченко Татьяна, Фёдорова Екатерина

Забайкальский государственный университет, Россия

Этносоциальный конфликт и способы его разрешения в романе Алехандро Моралеса River of Angels (2014)

 Современный мексикано-американский (чикано) писатель Алехандро Моралес в своём творчестве обращается к проблемам поиска идентичности и самоопределения в пограничной культурной среде, а также проявляет значительный интерес к этносоциальной проблематике и конфликтам, возникающим на почве межэтнических и межкультурных противоречий. Новый роман Моралеса River of Angels (2014) посвящён истории двух семей, раскрывающей в целом историю Южной Калифорнии, конфликтам и схождениям в условиях мультикультурной среды. Анализ системы персонажей, мотивов, образов и символов текста позволит выявить источники зарождения, пути развития и механизмы разрешения этносоциального конфликта, отраженного в художественной литературе.

  1. А.А. Давыдов

Исторический факультет МГУ  им. М.В. Ломоносова, Россия

«Новая Пелопоннесская война»: Первая мировая война и этнос в расовых теориях США (1914-1924 гг.)

 Известные американские расовые теоретики Мэдисон Грант и Лотроп Стоддард опубликовали свои основные труды в конце Первой мировой войны. Отношение этих правых интеллектуалов к войне неоднозначно: с одной стороны, они поддерживали пробританский агрессивный патриотизм, с другой — осуждали «братоубийственную» войну внутри «белого мира», считая ее признаком грядущего упадка. В докладе рассматриваются две противоположные тенденции в их взглядах, обе основанные на политизированной антропологии. Грант и Стоддард стремились понизить статус немцев в своих иерархиях во время войны, изменяя их описание с точки зрения физической антропологии в новых изданиях своих книг. Вместе с тем, они выступили против основанной на национализме вражды, пытаясь заменить этническую идентичность расовой.

 

 

Секция 6. Гендерные аспекты американской культуры

 Координаторы – старший научный сотрудник кфн Лариса Григорьевна Михайлова (факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, larmih@gmail.com ) и доктор политических наук Надежда Александровна Шведова (Институт США и Канады РАН, n.shvedova2015@yandex.ru)

1. Г. С. Лапшина

Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Сподвижник С.Ю. Витте русский экономист Б.Ф. Брандт о положении женщины в Западной Европе и Америке

 Крупный русский ученый-экономист Борис Филиппович Брандт (1860-1907) многие годы служил в министерстве финансов, куда был приглашен по инициативе министра, графа С.Ю. Витте и где входил в ученый комитет министерства. Брандт был автором многих научных трудов, в частности работы «Иностранные капиталы и их влияние на экономическое развитие страны» (СПб. 1898—1901).

Его перу принадлежит интересное социологическое исследование «Современная женщина, ее положение в Европе и Америке», которое печаталось в журнале «Русское богатство» на протяжение почти всего 1894 года, а затем в 1896 году было издано отдельно.

2. Л.В. Байбакова

Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

«Мир без войны»: антивоенная публицистика и общественная деятельность лидера американского пацифистского движения Дж. Аддамс (1914-1919 гг.)

В заявленном выступлении предполагается рассмотреть условия формирования антивоенных взглядов Дж. Аддамс, на которые сильно повлияла мировая пацифистская мысль, в особенности, критически переосмысленные ею идеи Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Рассмотрены основные положения ее программных установок о путях прекращения войны и достижения мира, а также уделено внимание подготовительной работе по организации Международного конгресса женщин в Гааге (1915 г.) и созданию женских антивоенных организаций – Женской партии мира и Международной женской лиги за мир и свободу в 1915 г.

3. Ю.В. Ким

Институт мировой литературы им. А.М. Горького, Москва, Россия

Конфликт традиций: американский и английский академический роман 1950х

в свете гендерной проблематики.

В докладе будут рассмотрены особенности американского и английского академического, или университетского романа (academic, campus novel) 1950-х гг. в свете гендерной проблематики. Ранние американские академические романы оказались прогрессивнее в гендерном отношении английских академических романов этого периода, где все профессорские должности занимали мужчины, а женские персонажи были исключительно женами и дочерями профессоров (пример – первый английский роман данного жанра: C.P. Snow The Masters, 1951, и не только). Так, первый американский академический роман (Mary McCarthy The Groves of Academe, 1952) не только был написан женщиной, но и ввел в обиход образ женщины-профессора, а в качестве топоса выбрал женский колледж. Другой американский академический роман этого  периода (Randall Jarrell The Pictures from an Institution, 1954), действие которого происходит в женском колледже Бентон, построен как диалог с романом М. Маккарти. Гендер в американском академическом романе 1950х гг. уместно рассматривать как важный жанрообразующий элемент: коллизия «женщина-профессор в кампусе» станет обязательной как в американском, так и в английском романе данного жанра уже в 1960-е гг. Можно сказать, что гендерный конфликт – назревающий как в английской, так и в американской академической среде на фоне развития феминистского движения – получает мирное разрешение именно в рамках американского академического романа, где женщина-профессор оказывается главным действующим лицом, даже если сфера ее профессиональной деятельности пока ограничена женским колледжем.

 

4. Т.Е. Комаровская

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка,

Минск, Беларусь

Белый цвет … есть отсутствие всякого цвета: Роман Маргарет Этвуд «Похитительница женихов»

Маргарет Этвуд, одна из крупнейших современных писательниц Северной Америки (ее творчество принадлежит канадской литературе, но теснейшим образом связано с Соединенными Штатами и литературой США), как и многие ее коллеги, озабочена современным положением женщины в мире. Феминистская проблематика занимает большое место в ее творчестве (романы «Рассказ служанки» (1985), «Похитительница женихов»(1993), «Кошачий глаз»(1988).

В романе «Похитительница женихов» три героини романа противостоят одной демонессе, одной «черной» Зинии, воплощению зла. Она разрушила их жизни, втершись в доверие, вызвав в них жалость своим якобы бедственным положением, уничтожила их устоявшуюся жизнь с мужем или любимым. Все трое были добры и терпеливы по отношению к ней. В чем же слабость этих «белых» героинь и сила « черной» Зинии и за что они ее благодарят в конце романа?

Зиния раскрыла им глаза на их собственные жизни, которые прошли вдали от реальности, от которой они прятались. Она была женщиной, которая сама творила себя и свою жизнь, была настоящим бойцом, хотя цели, которые она преследовала, были аморальны. Эта «черная» героиня единственная состоялась как человек, как женщина в противовес «белым» добродетельным героиням романа. В конце романа «белые» героини романа с тоской вопрошают, когда же проявится новая женщина, равная мужчинам в жизненной борьбе, и понимают, что такая новая женщина уже появилась. М. Этвуд, которая во всех своих романах делает упор на нравственную проблематику, в этом романе противопоставляет добродетельным героиням женщину абсолютно аморальную, намеренно отрицающую все нравственные нормы, настолько она ценит способность своей героини к самореализации  и  ее стремление к независимости.

4. Н.А. Шведова

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

Женщины в США: портрет крупными мазками

 В начале ХХ1 века роль и положение женщин в США превратились в важнейший феномен, политическая и социальная значимость которого признана всем обществом. Настрой «с уверенностью, вы преодолеете все» или «я могу сделать это» связаны с чувством надежды и с обостренным чувством человеческого достоинства, что важно для американок, и помогает им достигнуть уровня материального достатка. В этом ключ к пониманию «американского характера» в целом. Мир очень мал, все процессы в нем взаимосвязаны, и США играют в этом мире важную роль. Е pluribus Unum — «Едины в многообразии» написано на Национальном гербе США – отражает консенсусную точку зрения на американскую общность внутри страны. Важно обладать реальными знаниями и представлениями об этом мире.

Американки сумели добиться многого в соблюдении равноправия полов, и в то же время – им много предстоит сделать. Перед ними стоят проблемы несправедливой оплаты труда, насилия, недостаточное представительство на уровне принятия решений и другие проблемы.

Исследования, посвященные анализу статуса женщин в США, в какой-то степени полезно для российского женского движения для сравнения исторических путей и осмысления их уроков. Известно, что главная задача женского движения – это образовательно-просветительная работа, которая должна помочь женщинам обрести себя, а обществу в целом понять¸ что только гендерная гармония – путь к цивилизованному и комфортному обществу и государству.

 

 

  1. Д.В. Шведова

Институт США и Канады РАН, Москва, Россия

Гендерные роли в современной американской семье: партнерство или противостояние

Доминирование традиционной нуклеарной семьи в 50-х гг. ХХ века способствовало возникновению современного женского движения, которое, стало решительно сопротивляться долгому господству мужчин, так же, как и устранению женщин с рынка труда. Женское движение в США рассматривало традиционную нуклеарную семью в весьма негативных красках, не без оснований считая такой тип семейных отношений дискриминационным для женщин.

Сегодня большинство исследователей разделяют взгляды женского движения в пользу равноправной формы семьи и реальной экономической независимости для жен. С этой точки зрения уход от традиционной нуклеарной семьи расценивается как прогресс и не рассматривается как негативное явление.

Семья все чаще напоминает деловое партнерство между двумя взрослыми людьми: число совместных банковских счетов уменьшается, число брачных контрактов растет.

6. Л.Г. Михайлова

Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Пути поиска гендерной гармонии в американской семье: сериалы «Американская семейка» и «Фостеры»

 

Внимание американской телеаудитории в 2014-2015 годах особенно привлекли два сериала, собравшие проблемы современной американской семьи, где зачастую воспитываются дети обоих супругов от разных браков вместе с приемными детьми – комедия «Американская семейка» («Modern Family», 2009-, создатели Steven LevitanChristopher Lloyd)» и психологическая драма «Фостеры» («The Fosters» 2013-, создатели Brad BredewegPeter Paige).

Представление о гендерном спектре, преобладающее в общественном сознании американцев, выразилось на экране в изображении ряда конфликтов, каждому из которых ради сохранения мира в семье участники ищут решения. Предлагаемые решения – не панацея. Однако основная мысль, проводимая в обоих сериалах: решение индивидуально в каждом случае, но при обязательном условии – взаимоуважении супругов, детей и родителей, основанном на честности по отношении к собственным поступкам.

Неустойчивость прежних отношений, заметная по статистике разводов, отражает реальные изменения в гендерной картине общества: большую самостоятельность женщин, которые разрывают отношения с супругами-алкоголиками и допускающими рукоприкладство, и в то же время большую терпимость общества к гендерным вариациям в поиске близкого человека.

 

 

  1. П.Г. Молчанова

Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Американская музыкальная культура в борьбе за мир: благотворительные синглы как способ обратить внимание на проблему домашнего насилия

«Музыка может изменить мир, поскольку она способна изменить людей» — Боно (Пол Дэвид Хьюсон).

Благотворительный сингл – это песня, записанная специально для благотворительных целей. Все средства от ее продажи идут в помощь кому-то. Здесь духовное пересекается с социальным. Безграничная вера в способность изменить мир – это типичная американская черта. Понимание того, что искусство ответственно перед теми, кто впитывает его призыв, заметно в американском музыкальном искусстве. На проблему домашнего насилия заставляет обратить внимание эмоциональная реакция на чувство несправедливости, способное вдохновить на песню символизирующую крик души.

Использован пример композиции «Release» канадской группы The Tea Party (1998 год, лейбл EMI Music Canada), выпущенного в поддержку кампании «белой ленточки» против домашнего насилия.

 

 

Секция 7 Фантастическая образность в искусстве

Координатор – старший научный сотрудник кфн Лариса Григорьевна Михайлова (факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, larmih@gmail.com )

1. Б.А. Максимов

Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия

Оппозиция пуританства и «просвещенного сознания» в новеллистике Н.Готорна

 

Общеизвестно, что Готорну в равной мере претили крайности пуританизма (например, нетерпимость к человеческим «грехам», кальвинистская концентрация на «зле», религиозный фанатизм), и изнанка Просвещения (прежде всего, прагматичный имморализм). В докладе я хотел бы проследить, как именно проявляются различия пуританской и просветительской идеологии в этике и в натурфилософских воззрениях (включая идею «чудесного») в ключевых новеллах Готорна. Кроме того, мне кажется важным рассмотреть причины, по которым пуританское сознание и просветительская идеология вступают в открытую, непримиримую конфронтацию.

2. Леа Бергер

Университет Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс, Франция

Империалистическая международная политика США и американское научно-фантастическое кино 1950х гг.: паранойя, вторжение и сосуществование

 В докладе рассматриваются фильмы  «Война миров» (The War of the Worlds,1953) и «День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still,1951): трактовка контакта и темы установления мира.

3. Л.Г. Михайлова

Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия

Тема контакта с внеземным разумом в XXI веке: трансформация подходов

С 1930х до 1980х годов тема контакта, возникнув вслед за темой войны миров, постепенно развивалась как в литературе, так и в кинематографе, обретая формы постижения иной культуры, зачастую весьма нелёгкого, но неминуемо выводящего из изоляционизма представлений о собственной исключительной ценности. Однако, казалось бы, прочно утвердившись, в новом столетии уже ставшая привычной тема контакта уступила место новым сомнениям в возможности достижения взаимопонимания. Это отмечается в литературе, но особенно на кино- и телеэкране 2010х, где «небеса падают», а инопланетяне соревнуются в кровожадности. Поворот вспять? Звёздные войны вместо Звёздного пути?

Однако внимание привлекают новые подходы, идущие по «нейтральной территории». Энн Леки, собравшая все основные премии 2014 года, изображает в романе «Справедливость дрона» («Ancillary Justice») империю, выросшую на аннексии миров, где мало-мальское сопротивление пресекается превращением в соединённые нейросетью вместилища части сознания разума корабля захвата. Но проверенная столетиями стратегия даёт сбой, когда даже воплощение «меча карающего» обращается против махинаций верховной правительницы. Безграничная власть развращает, и тут последней преградой становится представление о чести, справедливости и верности изначальным принципам последнего оставшегося от взорванного корабля дрона, в котором теперь сосредоточен опыт сверхчеловеческого разума и в то же время человеческая любовь к песням. В докладе будет представлен анализ дискуссии в российском фэндоме, возникшей по поводу «феномена» Леки.

4. Ричард Финн

Уитирея, Веллингтон, Новая Зеландия

Научно-фантастический театр против научно-фантастического кинематографа:

как изобразить мир

 В докладе основное внимание будет уделено вкладу театра в драматургию визуализации  фантастической образности и прогнозам развития научно-фантастического театра.

 

  1. Анна Рузина

Факультет журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, Россия

Is Our Reality Real, and If It Is Unreal, Whether Is It Evil?

Проблема “фальшивой реальности” в эссеистике Филипа К. Дика

В своих произведениях Филип Дик ставил ряд вопросов, главным из которых был: «Что есть действительность?». Поиски ответа на этот вопрос можно проследить в эссеистике писателя. Эти поиски привели Филипа Дика ко внутреннему конфликту: общепризнанные истины о нашей действительности расходились с ощущением того, что все вокруг нас – огромная подделка.

Из этого вытекает другой конфликт – если мы живем в «фиктивной реальности», являемся ли мы «псевдо-людьми, такими же ненастоящими и поддельными, как и та информация, что окружает нас со всех сторон». В этом случае фиктивная реальность является злом.
Исследуя в эссе «Как построить вселенную, которая не рассыплется через пару дней» (1978), «Космогония и космология» 1978 года, а также обсуждая ее в интервью с Чарльзом Плэттом (1980), Филип Дик приходит к заключению, которое помогло устранить внутренний конфликт: не существует ни одной объективной реальности, каждый живет в своем субъективном мире и субъективный мир более сильной личности может вторгнуться в мир более слабой личности. Так как часто вторжение осуществляется очень тонким и завуалированным способом, мы не оказываем сопротивления. Согласно Филиппу Дику, это источник всех проблем и большая драма.

 

  1. Наталия Сержант

Белорусский государственный педагогический университет, Минск, Беларусь

Проблема  разрешения конфликтов постиндустриального общества в литературе киберпанка

 

Современные технологии диктуют новые мировоззренческие парадигмы, и соответственно, формируют новый образный ряд в культуре и литературе. Наиболее ярко иллюстрируются эти тенденции в литературе киберпанка (романах Уильяма Гибcoнa «Нейромант» (1984), Брюса Стерлинга «Схизматрица» (1985), Нила Стивенсона «Алмазный век» (1995) и других). В статье рассматриваются различные технологические модели мироздания и образы киберпространства, представленные в произведениях киберпанка, которые символически отражают и прогнозируют тенденции развития техногенной культуры, воплощают страхи и ожидания, связанные с современными нанотехнологиями.

 

 

Секция 8. Канадское измерение американской культуры

Координаторы  кандидат филологических наук Елена Феликсовна Овчаренко (РОИК, Москва, Россия felicella@mail.ru) и кандидат филологических наук Константин Сергеевич Романов (ФИЯР МГУ, Россия kromanov@rocketmail.com)

1. А.Л. Демчук

Факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия

Вступительное слово: результаты федеральных выборов в Канаде.

 

 

  1. Ю.Г. Акимов

Факультет международных отношений Санкт-Петербургского университета, Россия

Деятельность Квебека по продвижению франко-канадкой культуры в мире

В докладе рассматривается культурное направление провинциальной квебекской парадипломатии (субъектно-территориальной дипломатии).

Выясняется, какое место занимают вопросы продвижения франко-канадской (франко-квебекской) культуры и французского языка во внешних связях провинции с середины 1960-х гг. и до настоящего времени. Анализируются основные направления квебекской культурной парадипломатии и ее содержание. Особое внимание уделяется американскому направлению внешних связей Квебека (отношения с США в целом и с отдельными штатами). Показывается обратное воздействие культурной парадипломатии на внутриполитическое развитие провинции.

 

  1. К.С. Романов

ФИЯР МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

На пути к самостоятельности: милитаризм и миротворчество в Канаде

 Военные конфликты играли важную роль в развитии канадского государства и общества. Образы «мирного королевства» и «нации-воителя» попеременно лидировали в общественном сознании. Это было обусловлено как внутриполитическими и социальными процессами, так и внешнеполитической ситуацией. Цель данного исследования – проследить развитие тенденций милитаризма и миротворчества на фоне основных вех канадской истории.

 

  1. Н.А. Карелина

ФИЯР МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия

Современные условия социокультурной адаптации иммигрантов в Канаде

 В докладе рассматриваются основные аспекты адаптации иммигрантов в канадском обществе, учитывая все основные иммиграционные программы и включая вопросы, связанные с переездом, поиском жилья и работы, обучением и социализацией.

 

  1. Ирина Седунова

Журналист-фрилансер, Москва, Россия

Понять и простить. Восстановительное правосудие в Канаде

 

Восстановительное правосудие зародилось еще в середине 70-х годов ХХ столетия как движение за изменение подходов к преступлению и наказанию. Однако, некоторые формы восстановительного правосудия, такие как, например, круги правосудия, берут начало в индейских традициях Канады и севера США и применяются до сих пор, приходя на помощь тогда, когда традиционное правосудие бессильно. Автор и ее Канадский коллега, профессор Франк Тестер, расскажет о практике восстановительного правосудия, примененной к пострадавшим и виновникам беспорядков в Ванкувере 2011 года.

 

  1. О.Ю. Колесниченко

Бюллетень «Анализ безопасности», Москва, Россия

Международный форум по безопасности в Галифаксе – канадский

голос в мировой политике

Международный форум по безопасности в канадском городе Галифаксе (провинция Новая Шотландия) был основан в 2009 году при поддержке Немецкого Фонда Маршалла (США). На конференции будет представлен обзор выступлений на очередном Международном форуме по безопасности, который пройдет в Галифаксе в конце ноября.

 

  1. Т.Е. Комаровская

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь

Чёрное и белое: (роман Маргарет Этвуд «Похитительница женихов»)

 Феминистская проблематика занимает большое место в творчестве канадской писательницы Маргарет Этвуд. В  докладе позиция Этвуд рассматривается как решение конфликта между восприятием поступков как добра или зла в зависимости от раскрытия потенциала личности.

  1.  Е.Ф. Овчаренко

Российское общество изучения Канады, Москва, Россия

 «Новая Исландия» versum Новая Исландия: разрешение конфликта

В 1927 году небольшой реалистический рассказ «Новая Исландия» будущего Нобелевского лауреата, писателя Халлдоура Лакснесса (1902–1998) вызвал затяжной конфликт между автором и поселенцами одноимённой исландской колонии в Канаде. Своё разрешение он получил лишь в 60-е годы ХХ века, когда появились первые исследования по истории Новой Исландии, полностью подтвердившие правоту писателя.

 

  1. Ю.Н. Сушкова

Юридический факультет Национально-исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, Саранск, Россия

Вклад Льва Николаевича Толстого в защиту религиозных прав 

 

Широкая проповедническая деятельность Л.Н. Толстова привела его к отлучению от православной церкви в 1901 г. Хотя «нечестие» графа Толстого давно уже осознавалось в церковных кругах, стало особенно нетерпимым после публикации в 1899 г. его «богохульного» романа «Воскресение». Доход от издания этого романа автор отдавал преследуемым царским правительством духоборам, переселявшимся в Канаду. Переселявшихся из России в Канаду сопровождал его сын С.Л. Толстой на корабле «Супериор», который в январе 1899 г. благополучно прибыл в порт Галифакс. «Духоборы, вероятно, хорошо устроятся в Америке… Лет через 500 те верования, из-за которых духоборы должны были выселиться в Америку, будут господствующими у большинства христианских народов».

 

  1. И.А. Чудова

Школа №315, Центр внешкольной работы, Москвы Россия

Канадская провинция во внутрисемейном конфликте героев Элис Монро: истец или ответчик?

 

Говоря об особенностях писательского голоса Элис Манро, канадский критик Ким Эшлин отмечает, что голос повествователя чётко придерживается географических и временных рамок: англосаксы, консервативность, маленькие городки Канады, периодический возврат к ценностям, слегка пошатнувшимся в конце 1950-х.   Хронотоп жизненного пространства героев Элис Манро – канадская провинция как духовное/бездуховное, культурное/продуцирующее бескультурье начало начал, исток биографии. Вместе с дискурсом повседневности он обусловливает внутрисемейный конфликт в современном обществе. На материале рассказа «Каркасный дом» («Post and Beam») из сборника рассказов «Плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлёт, своей назовёт» («Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage», 2008) в статье рассматривается многоаспектный конфликт в типичном канадском семействе как культурно-маркированный феномен.

 

 

Круглый стол Образ России и образ Америки: Взаимовлияние

Координатор – профессор Я.Н. Засурский (Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия)

 Ирвин Уайл,

Северозападный университет, Эванстон, США

Размышления об образе России и Америки в жанре автобиографии

 

 

 

Елена Макарова

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Россия

И.С. Тургенев и Ш. Андерсон в поисках жанра (к вопросу циклическом образовании «книга рассказов»)

 Одним из источников циклического единства в построении «новой формы» для книги рассказов Ш. Андерсона «Уайнсбург, Огайо» стали «Записки охотника» И.С. Тургенева. И.С. Тургенев был первым русским писателем, получившим широкую известность в США в 60-70-е гг. XIX в. При этом он воспринимался как мастер прозы, «учитель» литературного мастерства; характерным примером здесь становится позиция Г. Джеймса по отношению к И.С. Тургеневу («писатель для писателей»). Полный текст «Записок охотника», вероятнее всего, вошел в собрание сочинений русского автора, изданное в Нью-Йорке в 1906 г., таким образом восприятие книги совпало с первыми десятилетиями XX в. Книга рассказов как жанр сформировалась в творчестве И.С. Тургенева, была доведена до совершенства Ш. Андерсоном и его последователями (Э. Хемингуэем, У. Фолкнером). В докладе раскрываются композиционные черты книг рассказов «Записки охотника» и «Уайнсбург, Огайо», которые объединяют текст в единое циклическое целое: пространственно-временные отношения, повествовательная структура текста, система мотивов.

 

Н.А. Кубанев,  Л.Н. Набилкина

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета, Россия

Взаимотношения России и США в период  Первой мировой войны:

сотрудничество и противостояние

В докладе рассматриваются взаимоотношения России и США в начале 20 века, анализируются причины их сближения, сотрудничества и дальнейшей конфронтации. Особое внимание уделяется рассмотрению положения Америки на мировой арене того времени и событий, связанных с подписанием мирного договора с Германией и участием в них США.

С.А. Кускова

Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

СССР и США в 1946-1947: от образа союзника к образу врага

После окончания Второй мировой войны в советских и американских газетах начался процесс, активно возвращающийся в СМИ сейчас – создание «образа врага». Причём если до начала войны главным врагом Советского Союза являлась Англия, то в 1946 году идеологический акцент сменился в сторону Соединённых Штатов Америки.

Меньше чем за год отношения стран из дружеских превратились в противоборствующие. На это повлиял сразу ряд причин. Одной из главных стала смерть президента Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 года, активно поддерживающего И.В. Сталина. Новый президент Трумэн никогда не скрывал своей неприязни к коммунизму. С новым президентом пришли и новые конгрессмены.

Всё это вылилось в постепенно ухудшающиеся отношения, изменения в военных и идеологических воззрениях, а после Фултонской речи в 1946 году к открытому противостоянию двух стран и гонке вооружения.

В своём исследовании я анализировала главную газету коммунистической партии «Правда» и американскую газету «The New York Times» в период с 1939 по 1947 гг. В качестве методологической основы были выбраны труды российских и американских учёных, историков и журналистов Я.Н.Засурского, В.М. Фалина, А.В. Фатеева, Э. Денниса, Д. Гербнера и др.

 

Ирина Архангельская

Нижегородский государственный университет им. Н.А. Лобачевского, Россия

Образы России и русских в американских онлайн- версиях USA Today, New York Times в период военного конфликта в Украине 2014 – 2015 гг.

 

В настоящее время человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных народов и их культур. Однако медийные образы, стереотипы и мифы не всегда способствуют укреплению и развитию внешних коммуникаций.

В докладе представлены результаты исследования образов России и русских в американских онлайн-версиях газет «USA Today», «The New York Times» в 2014-2015 гг. в период Олимпиады в Сочи (2014) и вооруженного конфликта в Украине.

Цели и задачи данного проекта заключаются в том, чтобы определить, как российская тематика представлена в популярных американских СМИ в 2014-2015 гг. Проведен качественный и количественный анализ медиаконтента. Рассматриваются основные темы, персоны и контексты, встречающиеся стереотипы и мифы, связанные с образами России и русских в «USA Today» и «The New York Times» в 2014-2015 гг. Изучение данной проблематике поможет понять, как страна, ее лидеры и граждане воспринимаются в США.

 

А.Л. Баскина

Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия

Как избежать конфликта?“Сommunication skill” в американской школе

 Почти в любой школьной программе США есть предмет COMMUNICATION SKILL. Он может называться по-разному. Но цель всегда одна – научить детей искусству общения. Иными словами, дать знание о том, как избежать конфликта.

Декан Колледжа журналистики Мичиганского университета профессор Ирвинг Беттингхаузен говорит: «Владеть искусством общения должен каждый. Супруги – чтобы выяснять свои отношения без ссор. Родители – чтобы лучше понимать детей, а дети – родителей. Руководители – чтобы правильно общаться с подчиненными и – наоборот. Словом, COMMUNICATION SKILL помогает строить отношения так, чтобы разрешать противоречия, не доводя их до обострения. Для этого необходимо.  чтобы в коллективе – семье, учебном классе или рабочей группе – существовал позитивный эмоциональный климат. Иными словами, обстановка, где каждый чувствует, что он уважаем, а конфликты разрешаются безболезненно».

На создание «позитивного эмоционального климата» настроена вся система среднего образования США.

В средней школе маленького городка Хазлетт, штат Мичиган, предмет, посвященный искусству общения, называется Persuasive Communication, то есть Искусство убеждать. Я решила посмотреть, как на практике проходят занятия по этому предмету. Класс делится на две группы. Обеим предлагается обсудить какую-то общественно значимую тему. Группы занимают противоположные позиции. Поскольку тема объявляется заранее, ученики имеют возможность основательно подготовится. На помощь приходит радио, телевидение, газеты, журналы. И, разумеется, интернет. Побеждает команда, аргументы которой оказались наиболее убедительными и их не смогли «отбить» противники.

Умение эффективно вести полемику в дальнейшем понадобится человеку в самых разных ситуациях – от бесед с деловыми партнерами до политических выступлений. Но главное — научит цивилизованно выходить из диспутов и споров, не доводя их до серьезных конфликтов.

Остается только добавить: жаль, что COMUNICATION SKILL не преподается в российских школах.

 

С.Г. Грачева-Oyэнс

HKO “Alliance Educational Solutions”, Монтерей, США

Гражданская дипломатия: труд познания друг друга

 Вне зависимости от образа, создаваемого СМИ и исторического восприятия, каждое поколение американцев и россиян обновляет образ друг друга на пути установления непосредственных контактов. Это необходимый и непрерывный труд для того, чтобы обеспечить взаимное доверие и сделать контакты плодотворными. Я расскажу о вкладе нашего образовательного объединения в такую работу сегодня под девизом «Power of One».